Защита прав потребителей. Некачественный товар. Советы юриста.

3488

Защита прав потребителей. Некачественный товар. Советы юриста. 9.510
4 оценить
Отношения между продавцами товара и потребителями регулируются Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей».

Итак, предположим, Вы приобрели некачественный товар. В силу статьи 18 Закона у Вас имеются следующие права:

  1. Потребовать замены товара на товар этой же марки (модели).
  2. Потребовать замены товара на товар другой марки. При этом Вы вправе потребовать перерасчёта покупной цены.
  3. Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара.
  4. Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Из толкования данной статьи видно, что до подачи искового заявления необходимо обратиться с претензией продавцу товара.

При предъявлении требования о замене товара (ст.21 Закона) Продавец обязан заменить его на новый в течение 7 (семи) дней со предъявления требования, а при необходимости дополнительной проверки качества товара – в течение 20 (двадцати) дней. Если для замены товара требуется срок более 7 (семи) дней Продавец обязан в течение 3 (трёх) дней безвозмездно предоставить Покупателю во временное пользовании на период замены аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счёт. В силу части ч.2 ст.21 Закона товар ненадлежащего качества должен быть заменён на новый товар, то есть товар не бывший в употреблении. Гарантийный срок начинается исчисляться заново, с момента передачи нового товара.

Гарантийный срок имеет очень большое значение, от того установлен он или нет, истек или ещё действует, зависит кто должен доказывать причины возникновения недостатков товара – Потребитель или Продавец.

В силу п. 5 ст. 6 Закона «О защите прав потребителей» Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.

При этом если на товар установлен гарантийный срок Продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой

То есть бремя доказывания причин возникновения недостатков товара законом возлагается на Продавца, он обязан будет провести экспертизу товара в случае возникновения спора о причинах недостатков товара.

В случае отказа Продавца от проведения экспертизы на товар на который установлен гарантийный срок, Покупатель вправе при обращении с исковым заявлением в суд просить назначить экспертизу качества товара за счёт Продавца.

То есть доказывать, что недостатки товара возникли по вине Продавца в случае не установления на товар гарантийного срока, лежит на Потребителе (то есть он должен будет искать экспертную организацию и оплачивать расходы экспертизы).

В силу части 2 пункта 1 ст. 19 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» в отношении товаров на которые не установлен гарантийный срок Потребитель вправе предъявить требования к Продавцу в течение 2 (двух) лет со дня их передачи Потребителю.

Помимо требования о замене некачественного товара Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи (то есть расторгнуть договор в судебном порядке) и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (то есть потребовать возмещения убытков).

Для этого, как уже сказано выше, Потребитель должен подготовить и подать претензию Продавцу. В силу ст.22 Закона «О защите прав потребителей» требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В случае отказа в удовлетворении требования Потребителя необходимо будет подготовить и подать исковое заявление о расторжении договора купли-продажи и возмещении убытков (возврата денежной суммы уплаченной за товар). Потребитель вправе начислить и заявить требование о взыскании неустойки, предусмотренной п.1 ст.23 Закона «О защите прав потребителей».

В силу п. 1 ст.23 Закона «О защите прав потребителей» при нарушении Продавцом срока рассмотрения требования о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы (ст.22 Закона) Продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Потребитель вправе предъявить требование о взыскании морального вреда.

В силу п.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный Потребителю вследствие нарушения Продавцом прав потребителей подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Таким образом, для взыскания с Продавца компенсации морального вреда достаточно одного факта нарушения прав потребителя.

Кроме того в силу п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 (в редакции от 02.07.2013г.) «О защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.


Юристы сайта Юр-процесс.ру специализируются на данной категории споров
и помогут Вам подготовить претензию к Продавцу
и представят Ваши интересы в суде.


Смотрите также соответствующие услуги адвокатов:

Введите ваш запрос для начала поиска.